imenik (imenik) wrote in ru_tape,
imenik
imenik
ru_tape

Category:

Про "Отделение Выход"

Есть такая компания – «Отделение Выход». В отличие от звукозаписывающих мейджоров занимается выпуском всяких раритетных записей, в основном из архивов русского рока. Собственно говоря, вся компания – это два человека, Олег Коврига и Женя Гапеев. Хорошее дело делают: находят уникальные архивные записи, реставрируют их и выпускают на дисках. Чтобы мы все могли услышать то, что ранее было доступно лишь небольшой группе коллекционеров да владельцев этих самых раритетов. Тут сказка заканчивается и начинается быль.




Я знаком с Женей Гапеевым, мы постоянно с ним общаемся по поводу издания неопубликованных до сих пор записей (аудио и видео) группы «Ноль». В работе у «Отделения Выход» несколько проектов по «Нолю»: переиздание дебютного альбома «Музыка драчевых напильников», переиздание на 4 дисках концертного альбома «Школа Жизни» (выходившего ранее на 2-х CD), а так же издание DVD с сохранившимися видеозаписями группы. Все эти проекты были анонсированы еще в 2002-2003 годах, но до сих пор совершенно непонятно, когда они выйдут, и выйдут ли вообще.


Почему?


Причин несколько.


I. Первая, она же основная - это отсутствие качественного материала, который можно было бы немедленно взять и запустить в печать. «Музыка драчевых напильников» имеется в наличии в нескольких копиях, с разной скоростью записи и с разным качеством. Все эти копии были сделаны в разное время, разными людьми и на разной аппаратуре с оригинала. Нашелся и сам оригинал записи – пленка из архива Андрея Тропилло, но на ней записаны не все треки, к тому же на пленке много порывов, естественно, запись на местах порывов невосстановима. На сегодняшний день каждая песня из альбома «Музыка … напильников» выглядит как несколько графиков в «Макинтоше» Гапеева, где каждый из графиков представляет собой отдельную версию песни, с разным уровнем записи, с разной скоростью и разной длиной. Самые «чистые» по качеству записи имеют невосстановимые лакуны. Для нормального ремастеринга нужно сидеть и целыми днями выводить уровни, выбирая отдельные, наиболее качественно сохранившиеся кусочки. Очень похоже на шитье лоскутного одеяла.


Со «Школой жизни» дело обстоит сложнее. Нет качественных записей для нескольких ключевых треков, которые запланированы для включения в альбом. Это три песни из концерта в ЛДМ 1990 года, «Деньги», «Море» и «Имя», где запись (довольно чистая) имеет технический брак, так как в это время были какие то косяки со звуком на сцене. Это запись концерта во Франции, в 1991 году в Нанте, которая, хотя и была сделана непосредственно с пульта, тоже имеет технический брак: во время записи звукорежиссер проверял работу каналов, и в какие то моменты на записи (прямо на середине песни) слышны только отдельные инструменты (бас-гитара или только барабаны).


Кроме этого, не определен пока точно список треков для издания. Сначала планировалось издать диски по годам:

1диск (87 год) - первый концерт в Рок-клубе + выступление на фестивале в Шушарах;

2 диск (88 год) - выступление на 6 фестивале Рок-клуба (второй день) + выступление в ДК Горбунова;

3 диск (90 год) – презентация проекта «Черные индюки» в ЛДМ;

4 диск (90-91 год) - концерт в ЛДМ + концерт в Нанте.


Но, кроме этого, существует ряд других, не менее интересных записей, которые в том или ином качестве имеются в наличии. Это выступление «Ноля» на 5 фестивале Рок-клуба, фестиваль 1987 года в поселке Черноголовка, концерт в ДК Моряков - 87, концерт в клубе «Анис» (презентация альбома «Полундра») в 1992 и много чего еще, включая сольные выступления Чистякова «под баян» и другие интересные для коллекционеров версии. Что делать с этим? Если выпускать – то надо заниматься этим вплотную, начиная от поисков качественных копий и заканчивая ремастерингом, оформлением и т.п. Не выпускать – жалко, потому что материал достойный, и ничем не уступает уже запланированному к выпуску.


С DVD ситуация еще более запутанная, так как готового к изданию материала совсем мало. Это уже известные клипы («Иду, курю», «Человек и Кошка» – 1 (live) и 2 (мультик), «Настоящему индейцу», «Ты тормоз» (live)). Это более-менее качественная запись выступления на 6 фестивале Рок-клуба. А дальше начинаются одни вопросы.


Есть очень плохонькая запись двух песен из немецкого фильма “Dawai rock-n-roll” компании H2O Video – «Доктор Хайдер» и «Болты». Оригиналы найдены, но за ними надо ехать в «логово врага», в славный город Гамбург, где их надо каким то образом отыскать среди 70 коробок с видеозаписями, которые два друга (Холгер Джаз и Холгер Грабовский) сделали в России в далеком 87 году. Видеозаписи были сделаны на древней аппаратуре и в древнем формате, так что совершенно непонятно, чем их смотреть на месте, и даже если договориться с немцами об отправке архивов в Россию, то кто все это дело возьмется доставлять, таможить и пр. Весят эти 70 коробок килограмм 200, занимают полкомнаты, короче, задача по высшей математике…


Есть половина песни «Коммунальные квартиры», которая была записана в свое время для телемоста Питер-Москва, полная запись этого телемоста была счастливо утеряна. Удалось найти только кусок песни, который вошел в передачу «До 16 и старше».


Есть запись репетиции «Ноля» в клубе «НЧ/ВЧ», где-то на 30 минут, сделанная в 90 году Дмитрием Боевым, автором первого клипа «Человек и Кошка» (где девочка с костылями). Найдены оригиналы записи репетиции, но они в совершенно непотребном состоянии (на древних бетакамах, в виде каких-то обрывков). Чтобы привести все это в приемлемое (смотрибельное) состояние, надо потратить кучу времени и денег.


Есть запись концертов 1992 года с презентации альбома «Полундра». Запись на кинопленке (!) в виде рабочих материалов (с нескольких камер, звук отдельно) хранится в архивах кинорежиссера Бахыта Килибаева в Казахстане. Даже если привезти эти пленки в Москву, что с ними делать дальше, на какие шиши – совершенно непонятно.


Есть запись «Кислотного дождя» с первой «Авроры» и клип «Русский рок-н-ролл», где использованы фрагменты видеосъемки с 8 фестиваля Рок-клуба.


Есть еще ряд видеоматериалов, с совершенно фантастической историей и судьбой, но это скорее из области легенд, так как никто их не видел, но кое-кто «из достоверных источников» о них слышал. Например, запись выступления «Ноля» на фестивале «Рок панорама «160 меридиан» в Петропавловске-Камчатском в 87, или запись концерта в Киеве в 88, или запись выступления в Екатеринбурге на фестивале «Рок! На! Смену!» в 89. Точно известно, что съемка велась, велась профессионально, и какие то фрагменты показывались в свое время по местным телеканалам. Были профессиональные съемки на обоих фестивалях журнала «Аврора», в 89 и 90-м годах, то же самое происходило на фестивале в Шушарах в 87 и 8 фестивале Рок-клуба в 90. Но где эти записи, никто не знает толком.


II. Вторая причина – техническая. Воссоздавать архивы русского рока на стареньком «Макинтоше» Гапеева – это несерьезно. Для качественной оцифровки аудио, а тем более видео нужна специальная аппаратура, которая есть у нас в стране в единичных экземплярах, стоит неимоверно дорого и уж конечно, не стоит без дела. В свое время на такого рода аппаратуре (передвижной студии-вагончике MCI) втайне, по ночам, были записаны знАковые альбомы русского рока, такие как «Радио Африка» «Аквариума» и «Энергия» «Алисы». Но времена подвижников прошли, сейчас вся эта техника доступна, но за хорошие деньги. Вот мы и подошли к третьей причине…

III. Для нормальной работы над проектами нужны бабки. Для командировок, связанных с поиском материала, для реставрации материалов на профессиональной аппаратуре, и т.п. И собственно говоря, средства для существования тем людям, кто будет всем этим заниматься. Достаточно сказать, что только чистая CD-матрица для записи мастер-диска стоит около 200 баксов. Оцифровать концерт с кинопленки (качественно, а не абы как) будет стоить десятку тысяч баксов. И это только оцифровка, а потом надо из полученного сшивать картинку с нескольких камер, совмещать все это со звуком. И самое печальное, что даже пройдя через все тяжкие, найдя финансы на поиск материалов, их ремастеринг, полиграфию и печать дисков, денег компания «Отделение Выход» никаких еще не заработала. Ей надо эти диски продать. И тут все те, кто до этого часто и настойчиво просил того же Ковригу издать какой-нибудь раритет, не бегут в магазин выкладывать за вожделенный альбом свои кровно заработанные, а ждут, когда кто-нибудь выложит халяву в Интернет. Откуда его с удовольствием скачивают, вполне довольные пополнением своей коллекции. Я довольно часто читал в сети фразы типа «Коврига на концертах фарцует своими дисками» и мне очень хотелось дать по морде этим говорунам-писунам. Для примера опишу, как записывался, например, спектакль Мамонова «Кай, мыши и Снежная королева». Нужно было заплатить за два дня киносъемки с нескольких камер, за монтаж спектакля, за сведение и наложение звука, за печать диска, авторские отчисления и т.д. и т.п. Себестоимость одного DVD около 20 баксов. В лучшем случае продали 50-100 экземпляров, остальные желающие или скачали спектакль из Интернета или купили у пиратов за 150 рублей. Та же картина с недавно вышедшим фильмом о БГ “Long way home”. Долго фанаты забрасывали Ковригу просьбами и письмами, а когда альбом был издан, как следует разрекламирован (тоже не бесплатно для производителя, между прочим), то продажи «приятно поразили» всех вложившихся в проект – те же самые 50-100 дисков.


Конечно, можно было бы ребятам не заморачиваться в достижении максимального качества, а состредоточиться на зарабатывании денег, как это делает, например «Бомба- Питер», которая под вывеской «Архивы русского рока» выпустила на DVD концерты Янки, «Комитета Охраны Тепла» и т.п. Все эти «уникальные» издания являются на самом деле рипами с ранее выходивших VHS-кассет. Дешево и сердито. Но правильно ли так поступать?

Короче, если мы хотим, чтобы «песни звучали», надо помогать ребятам. Есть несколько вариантов:

  1. Найти людей, которые имеют доступ к телевизионным архивам. Добиться от них сотрудничества, то есть поиска материалов и последующего его копирования. Это, в первую очередь, видео и киноархивы ведущих телекомпаний Москвы и Питера, но и на региональных телеканалах тоже много чего можно найти. Если искать.
  2. Найти людей, которые в свое время (85-89гг) занимались звукозаписью и имели собственные студии. В архивах много интересного можно найти. Я, например, отыскал запись квартирника Кинчева, который был записан во Владивостоке (!) в 87 году (!) во время гастролей «Алисы». Очень качественная запись на 90 минут. Или два концерта «Звуков Му» во Владивостоке (в ДК Моряков и в Рок-клубе), тоже 87 года. Мог бы и видео найти, но человек, который писал на камеру эти концерты, выбросил все свои пленки на помойку пару лет назад. Потому что никому они на фиг не нужны.
  3. Самое «легкое». Найти спонсоров (или меценатов). Которые готовы вложить личные бабки в этот самый поиск-ремастеринг-производство-etc. Можно выступить в роли спонсора самому.
  4. И последнее, самое простое. Покупать выпускаемые «Отделением Выход» диски. В мае у них должен заработать сайт с магазином. Не пожлобитесь и приобретите нужные вам альбомы не у пиратов, а у изготовителей.

P.S. Если у кого-то есть деловые предложения (то есть не бредовые и не утопические) по сабжу, пишите на info@nolhistory.ru


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments